О работе детского психолога
Кто такой детский психолог, чем он занимается в детском саду? Нужен ли он, а если нужен, когда и с чем обращаться к нему? Список вопросов можно составить длинный.
В первую очередь Вы должны понимать, что детского психолога не стоит путать ни с психиатром, ни с невропатологом, ни с любым другим врачом – это не медицинская специальность. Детский психолог не имеет права ставить диагноз, выписывать рецепты. Детская психология не является отраслью медицины – она занимается изучением закономерностей нормального развития ребёнка, и основная задача психолога состоит в обеспечении такого развития, в создании необходимых для этого условий.
Некоторые проблемы, с которыми работает психолог:
· Агрессивное и импульсивное поведение;
· Замкнутость;
· Капризы и истерики;
· Вредные привычки (кусание или грызение ногтей, сосание предметов и пр.),
· Робость и застенчивость, низкая самооценка и неуверенность в себе,
· Повышенная тревожность;
· Обидчивость, упрямство, страхи;
· Сложности адаптации к садику и школе,
· Нарушения в развитии познавательных процессов (память, мышление, внимание, речь ребенка),
· Повышенная возбудимость и гиперактивность, и др.
Основные направления работы педагога - психолога
1. Психологическое просвещение.
Цель - приобщение воспитателей и родителей, детей к психологическим знаниям. Формы работы разнообразны: лекции, беседы, групповые и индивидуальные консультации, семинары-практикумы, родительские собрания, распространение психологической литературы.
2. Психологическая профилактика.
Цель - сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех возрастных этапах. Содержанием работы является разработка и осуществление развивающих программ для детей, а также принятие профилактических мер, предвосхищение событий, могущих отрицательно сказаться на обучении детей.
3. Психологическая диагностика.
Цель - изучение индивидуальных и возрастных особенностей личности, а также особенности межличностного взаимодействия. Основная задача психодиагностики - дать информацию об индивидуальных психологических особенностях детей, которая будет полезна педагогам, родителям. Для исследований психологу необходимо заручиться письменным разрешением родителей.
4. Психологическая коррекция.
Цель - устранение отклонений в психологическом и личностном развитии ребенка, формирование различных умений и навыков.
5. Психологическое консультирование.
Цель - оказание помощи всем участникам учебно-воспитательного процесса в решении возникающих проблем.
6. Аналитическая деятельность.
Цель - научное обоснование и поиск теоретически обоснованных причин возникающих проблем, разработка комплексных рекомендаций для всех участников педагогического процесса. |